Презентация
Менторского клуба ДФВТ
И интервью с Артуром Мартиросовым, инвестиционным директором ДФВТ
Студенты ДВФУ и резиденты технопарка «Русский» приняли участие в онлайн-встрече с Менторским клубом Дальневосточного фонда высоких технологий

23 июня Дальневосточный фонд высоких технологий, который является партнером онлайн-акселератора Технопарка «Русский», провел онлайн-встречу с резидентами и студенческими стартапами ДВФУ, в ходе который представители фонда и менторы рассказали о возможностях менторской программы фонда.

Менторский клуб ДФВТ — это некоммерческая программа, в рамках которой любой технологический проект с Дальнего Востока может подать заявку и получить менторскую консультацию или сопровождение деятельности своего проекта.

По итогам презентации, участники Demo Day акселератора, а также резиденты технопарка получили приглашение присоединиться к числу проектов Клуба и получить экспертную поддержку.

Перед презентацией продакт-менеджер онлайн-акселератора технопарка "Русский, Дана Мусина, поговорила с инвестиционным директором Дальневосточного фонда высоких технологий Артур Мартиросовым, о том, как с проектами работают в Менторском клубе и о технологическом предпринимательстве на Дальнем Востоке. Подробности – в интервью.

«Это еще одна возможность для проектов вырасти в кратчайшие сроки»

Д: Артур, расскажи про появление Менторского клуба ДФВТ?


А.М – Идея клуба возникла в ходе «Стартап-экспедиции», в ходе которой в прошлом году мы побывали во всех столицах регионов Дальнего Востока. Тогда, вместе с организаторами конкурса мы собрали более 1000 заявок, послушали более 200 проектов. Появилось понимание, что проблема проектов - в нехватке экспертного общения, взгляда на проект со стороны. Нужна некая сетка людей, в которой проекты могут выбрать себе ментора, получить это экспертное общение. Важно было сделать такой формат доступным, так и появилась инициатива с Менторским клубом. Я верю, что это еще одна возможность для проектов вырасти в кратчайшие сроки, допустив меньше ошибок, потеряв меньше денег.


Д: Сам Клуб является бесплатным для проектов. Как все устроено?


А.М –Вообще, мы поставили себе задачу стать той площадкой, которая может связывать менторов и проекты. Мы обладаем пулом контактов с экспертами, с одной стороны, с другой - мы знаем, кому их экспертиза может пригодиться. Мы соединяем проект и ментора, и дальше ментор может и вложить свои деньги в проект, и стать его эдвайзером. Это абсолютно его решение. Наша задача - познакомить их. Менторский клуб ДФВТ - это, наверное, некий ментор-маркетплейс для проектов, но без комиссии. Устроено все просто – на сайте есть раздел, где можно податься на участие в Клубе, мы редко отказываем кому-то, только если проект совсем не имеет технологической составляющей.


Д: Какой путь становления технологических проектов ты считаешь самым эффективным, с чего им нужно начинать? Чего не хватает предпринимателям Дальнего Востока?


А.М – Давай начнем с первого вопроса. Возможно, это будет звучать банально, но в первую очередь, нужно отталкиваться от проблемы. Потому что если ты не решаешь проблему, то зачем твой проект вообще нужен? Чаще всего происходит так, что проблема оказывается выдуманной, её просто нет, либо она не масштабная. Это нормально, стартап до какого-то момента может находиться в поиске, и главное - вовремя эту «ложную» проблему распознать.

С другой стороны, лично я верю, что начать можно просто с того, что тебе нравится.

При этом важно с самого начала определиться для себя, что ты хочешь от своего проекта, какая цель создания компании?

А еще нельзя забывать о команде, потому что все великие вещи делаются людьми сообща. Достигнет успеха тот основатель, который работает с командой - понятной, мотивированной, сбалансированной.

Что касается второго вопроса - я работаю с Дальним Востоком с 2016 года. Главное, что нужно сделать на Дальнем Востоке – это изменить сознание проектов, дать им понимание, что за поддержкой необязательно ехать в Москву. Именно поэтому мы с Русланом Саркисовым, генеральным директором ДФВТ, еще работая в ФРДВ (Фонд развития Дальнего Востока – прим.), выступили с идеей сделать венчурный фонд с фокусом на Дальний Восток. Основная задача фонда - поддержать проекты на Дальнем Востоке - местные или проекты локализации - и создавать здесь экосистему инновационного предпринимательства. Высокотехнологичным предпринимателям важно знать, что если есть идея, в которую ты веришь, то найдутся инструменты и люди, которые помогут правильно упаковать и подготовить твой проект к инвестициям. Нужна «протоптанная дорога» к инвестициям и мерам поддержки. Вообще, дальневосточным предпринимателям не нужно выходить на большой рынок, чтобы протестировать свой проект. Это можно сделать внутри, на самом Дальнем Востоке, ведь тут пока конкуренция в области высоких технологий не такая высокая. И только после этого выходить на крупные рынки и в том числе зарубежные.


Д: Что изменилось за 4 года твоей работы с Дальним Востоком?


А.М – С Дальним Востоком я начал работать в команде ФРДВ. И как раз ФРДВ инвестирует в платформенные проекты, капиталоёмкие проекты в области базовой и промышленной инфраструктуры: нефть, рыбный промысел, крупные производства и т.д. Когда мы начали понимать, что не хватает технологического фокуса, стали анализировать «ландшафт» и заниматься этим вопросом точечно. Так возник венчурный фонд, ДФВТ.

Уже появился ряд примеров, когда технологические компании, получившие венчурные инвестиции, стали развиваться, продавать, работать с крупными федеральными клиентами. Думаю для меня лично ключевое изменение – это появление Фонда, сфокусированного на технологическом развитии Дальнего Востока.


Д. Ты был в жюри на нашем Demo Day, какие впечатление о проектах?


А.М: Честно говоря, когда я понял, что в рамках питч-сессии будут выступать команды студентов, подумал: «О, будут проекты, которые будут более теоретическими, нежели практическими». И когда услышал выступление первого проекта - я был в минутном шоке:) у ребят есть продукт, первые продажи, они понимают, кто их клиент, считают экономику, они уже задумываются о стратегии развития. Это очень здорово, что ребята так рано начинают пробовать себя в предпринимательстве.

Повторюсь, Demo Day превысил мои ожидания. Я был приятно удивлен, когда понял, что ребята действительно разбираются во многих вещах. В какой-то момент я вообще забыл, что это студенты и снова про это вспомнил только к концу питча. Чаще всего у проектов с хорошей научной или технической базой есть большая проблема с упаковкой, маркетингом и стратегией и с пониманием своей аудитории. На вашем Demo-day у проектов таких проблем не было.


Д – А были ли проекты, которые относились бы к твоей области интересов? Если бы ты был трекером, какой проект ты бы взял «под свое крыло»?

А.М – Одно из направлений в ДВФТ, которым я занимаюсь - это VR/AR, проект ARGO как раз отлично вписывается в область моих профессиональных интересов. У меня нет сомнений, что предложенная технология «быстрого AR» работает, и помогает увеличить продажи в ритейле. Ключевая проблема VR/AR – мало бизнес-кейсов, монетизация многих проектов не всегда понятна. Меня удивило, что сервис ARGO имеет понятную бизнес-модель, которую можно монетизировать. Для себя я выделил еще несколько проектов: проект ScriptSprut, Give me gift, Isocks, Low Thrust.


Д: Ты был экспертом в разных акселераторах, работаешь в МГУ, вживую наблюдаешь зарождение и рост молодых проектов. Как ты думаешь, за 6 недель акселерации проект может кратно вырасти? Перейти из точки А в точку В?


А.М – Понятно, что это всё происходит от кейса к кейсу. Моё мнение, что кратный рост можно получить даже спустя неделю общения с умными и толковыми людьми. Ты погружаешься в среду, начинаешь общаться, слушать лекции, вникать в новую тему. Профессионалы делятся своим опытом, рассказывают, как что-то сработало у них, какие шаги были верными, а какие - ошибкой. С тобой делятся информацией, которую очень сложно найти и собрать самостоятельно. И если ты готов принять и проанализировать эту информацию - ты неизбежно вырастешь. Поэтому да, я считаю, что это возможно. Всё упирается в мотивацию.